На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Счастья, радости всем

2 686 подписчиков

Энергоинформационная модель человека.

На протяжении всей своей жизни человек представляет собой триединство реальных (материальных или энергетических) структурных частей, которые мы условно назвали Телом, Душой и Духом. Такое представление об устройстве человека абсолютно логично и не противоречит ни современным научным воззрениям, ни православным традициям. К изучению таких «объектов», как Душа и Дух, не применим тот материалистический подход, к использованию которого мы привыкли в повседневной жизни. Особенность этих структур в том, что они пронизывают одна другую, поэтому их невозможно разделить и четко локализовать в трехмерном пространстве.
В силу пространственного взаимопроникновения Души и Духа выделение той или иной энергетической (материальной) части человека в независимую структуру – «тонкое тело» – является достаточно условным и во многом определяется введенными исследователями критериями разделения этих тел.
Таким образом, в данной главе мы будем рассматривать строение тонких тел человека, то есть дадим основы многомерной энергоинфомационной модели человека. Поскольку невозможно в трехмерном пространстве однозначно определить положение Души или Духа (в частности из-за их взаимопроникновения), то для каждого из тонких тел мы будем указывать, как они (Душа, Дух) в нем проявляются.

Физическое тело человека

Материальной основой человека является его физическое тело. Устройству и функционированию физического тела человека посвящено огромное количество работ.
Человек лишь тогда может правильно понять себя и окружающий мир, когда четко осознает значение мышления в своей жизни. Телесным органом, обеспечивающим процесс мышления, является головной мозг. Человеческое тело организовано с расчетом на максимально эффективную работу мозга и обладает строением, оптимизирующим процессы мышления. Возникает оно в результате размножения, а приобретает свой законченный облик в результате роста. Физическое тело любого живого организма воспроизводится благодаря генетической передаче информации. Наследственность также во многом определяет и развитие организма.

Жизнеобразующее (или эфирное) тело

Сколько бы сил, времени и средств не тратили естествоиспытатели, никому пока не удалось и, вероятно, не удастся создать из всего многообразия имеющихся в их распоряжении химических элементов хотя бы самое примитивное живое существо. Происходит это потому, что для самоорганизации химических элементов и превращения их в живой организм требуется некая новая, неизвестная пока современной науке «жизнеобразующая», или просто «жизненная» сила. Она выстраивает элементы, взятые из минерального мира, в определенном порядке и наполняет собой полученные растительные и животные формы. Органы чувств большинства людей не позволяют наблюдать жизненную силу живых организмов. Однако, как слепорожденные не вправе отрицать цветовое многообразие окружающего мира, так и люди с обыкновенными органами чувств не должны отрицать наличие жизненной силы только потому, что они ее не чувствуют.
Некоторые могут не только воспринимать цвета, запахи и т.д. живых существ, но и «саму жизнь» этих существ. Так как сама по себе жизненная сила существовать не может, ей соответствует определенный материальный носитель – тело. Но это отнюдь не физическое тело живого организма. Его можно назвать «жизнеобразующим», «жизненным» (по аналогии с жизнеобразующей, или жизненной, силой) или «эфирным телом» (в соответствии с терминологией восточной медицины). Люди, наделенные способностью «видеть» жизненную силу, утверждают, что эфирное тело здорового организма, как правило, находится в пределах его физического тела. На этом основании его иногда называют «эфирным двойником».
Отметим, что в рамках существующих на настоящий момент научных представлений природа данного тела не ясна, и зафиксировать его экспериментально невозможно. Но в пользу объективности существования эфирного тела говорит тысячелетний опыт восточной рефлексотерапии и широко распространенная методика доктора Фолля.
В специальной литературе эфирное тело характеризуется как самое плотное из тонких тел человека. Оно выступает в качестве связующего звена между физическим и другими телами человека.
Предполагается, что именно эфирное тело является той основой, которая на протяжении всей жизни предохраняет физическое тело от распада. Как только организм умирает, то есть когда из него уходит жизненная сила, физическое тело, предоставленное самому себе, начинает разлагаться. Его минеральные компоненты не исчезают, они просто теряют ту организованность, за которую отвечает  жизнеобразующее тело. Физическим телом человек принадлежит к минеральному миру, эфирным – к миру живых существ. Но эфирное тело человека отличается от эфирных тел растений и животных своей формой и особыми свойствами, в частности приспособленностью к мыслящему Духу.

Тело ощущений

Можно сколь угодно тщательно изучать строение органов зрения и головного мозга, а также жизненные процессы в них, но зафиксировать естественнонаучным путем ощущение голубого цвета, которое появляется у человека, глядящего в небо, невозможно. Формирование ощущения происходит в Душе человека и принципиально отличается от физиологических и жизненных процессов восприятия внешних световых сигналов. Иначе у человека наблюдались бы те же реакции, что и у растений.
Человек постоянно принимает множество сигналов от внешнего мира, то есть он непрерывно получает впечатления, на которые тут же отвечает индивидуальными ощущениями. Деятельность по формированию индивидуальных ощущений у человека осуществляет структура, которую условно можно назвать «душа ощущающая». Эта структура так же реальна, как и физическое тело, она представляет собой вид материи или энергии, которые пока не известны науке, и обычные телесные органы чувств «слепы» к ней. Не «видят» ее также органы, способные «созерцать» эфирное тело. Тем не менее, существуют люди, у которых их «внутреннее око» в определенном диапазоне чувствительности позволяет наблюдать мир ощущений других людей. Этот мир для наблюдателей является внешней действительностью. Вряд ли «видящие» переживают то же, что и наблюдаемый ими человек.
Душа ощущающая зависит от эфирного тела, поскольку именно из него она черпает то, что преобразует в ощущения. Она косвенно зависит и от физического тела, так как, в конечном счете, оперирует информацией воспринимаемой его рецепторами.
Это относится не только к ощущениям, но и к чувствам, влечениям, эмоциям и страстям. Они имеют тот же характер личной жизни, что и ощущения и, подобно им, зависят от телесности.
Обладающие особым зрением люди утверждают, что энергетическая субстанция, соответствующая душе ощущающей, выступает (в виде облака) за пределы физического тела, образуя еще одно тонкое тело человека, которое можно назвать «телом ощущений». Отметим, что каждое следующее за эфирным, тонкое тело как бы пронизывает предыдущее, но в то же время имеет другие свойства.
«Видящие» утверждают, что тело ощущений содержит внутреннюю более плотную фракцию, которую можно определить, как отдельное тонкое тело. Оно соответствует наиболее «низкочастотным» вибрациям души ощущающей, можно сказать, наиболее низким или инстинктивным ощущениям человека. Данное тонкое тело назовем «телом чувств».

Тело рассудка или характера

Так же, как с Телом, душа ощущающая находится во взаимодействии с Духом. Благодаря мышлению человек осмысливает свои ощущения и таким образом понимает внешний мир. Ребенок, который обжегся, размышляет о своих ощущениях и приходит к выводу: огонь жжется. Разумный человек не следует слепо своим влечениям, инстинктам и страстям, размышления позволяют ему осмысленно их удовлетворять или не удовлетворять.
Наличие ощущений, влечений, инстинктов и страстей можно отметить и у животных, которые им непосредственно следуют. Прямое следование инстинктам и страстям (как у животных) мы часто наблюдаем у неразвитых людей.
Однако у большинства людей имеется та часть Души, которая постоянно пользуется услугами мышления и которую можно назвать «душой рассудочной», «душой характера» или просто «характером».
Подобно тому, как жизнеобразующая сила пронизывает физическое тело, так сила мысли пронизывает душу рассудочную, которая в свою очередь пронизывает душу ощущающую. Люди обладающие духовным зрением в данном диапазоне чувствительности видят душу рассудочную как отдельное образование – «тело рассудка», или «тело характера», выступающее за пределы тела ощущений или находящееся внутри него. Отметим, что чем меньше развит человек, чем меньше он размышляет о своих поступках и жизни, тем меньше развито и наполнено энергией тело характера.
Отметим, что между телами чувств, ощущений и телом характера, по словам «видящих», существуют явные отличия: тело чувств как бы окутывает со всех сторон физическое тело, создавая «яйцеобразный кокон», для тела ощущений прослеживается тенденция по его концентрации вокруг головы человека, а тело рассудка практически сконцентрировано вокруг нее.

Тело сознания

Благодаря мышлению человек сколь угодно далеко может выходить за пределы своей личной жизни, то есть за грани своей Души. Анализируя свои ощущения, человек познает закономерности  функционирования окружающего его мира. Закономерность, о которой человек размышляет сегодня, была вчера и будет завтра.
Познанная путем размышлений истина совершенно не зависит от отношения к ней конкретного человека. Овладевая какой-либо истиной, Душа человека соединяется с чем-то новым, что не возникает и не исчезает вместе с ощущениями. Люди испытывают разные ощущения, поразному анализируют их, поразному приходят путем размышлений к одинаковым выводам, к познанию объективных законов, к единой для всех людей истине, которая существует сама по себе и не может быть уничтожена (по крайней мере, человеком).
Так же, как с истиной, обстоит дело и с истинным добром, которое существует независимо от склонностей и страстей конкретных людей, поскольку не позволяет им управлять собой, а само в виде долга (с помощью мышления и воли) повелевает ими.
Удовольствие и неудовольствие, желание и отвращение принадлежат собственной Душе человека, долг же стоит выше конкретного удовольствия или неудовольствия, иногда настолько высоко, что ради него жертвуют жизнью. Чем более развит человек духовно, тем естественней и непринужденнее он следует принципам нравственности и добра. Отметим, что нравственность и доброта (истинное добро) несут в себе, как и истина, ценность вечности, а не познаются человеком через душу ощущающую. Познавая независимые истины и добро и позволяя им жить внутри себя, человек как бы пронизывается Духом, становится причастным к вечному.
Та часть души, которая несет в себе вечные истины и добро, является бессмертной и условно может быть названа «душой сознательной».
Душа сознательная отличается от души рассудочной тем, что последняя все еще опутана ощущениями. Часто человеку кажется истинным то, что он получает из своих ощущений. Однако вечные законы истинны (верны), даже если человек (с его личными чувствами и ощущениями) им противиться. Душа сознательная – та часть Души, которая воспринимает вечные истины и принимает их.
Ей, как и другим частям души, на тонком плане соответствует энергетическое тело, которое можно назвать «телом сознания». В зависимости от степени развития человека данное тонкое тело может как значительно превосходить в размерах тело рассудка, так и практически совпадать с ним. В отличие от рассмотренных выше тонких тел, тело сознания в основном сконцентрировано вокруг головы человека. Оно представляет собой независимую, практически не смешивающуюся, но в то же время пронизывающую насквозь все внутри лежащие тела тонкоэнергетическую субстанцию, по форме близкую к шару.
Люди, обладающие «дополнительным зрением», отмечают, что центр шара,  соответствующий телу сознания, находится возле центра головного мозга человека. У данного тела имеется наиболее плотный сферический энергетический слой, находящийся на некотором расстоянии от головы человека. Плотность этого слоя плавно уменьшается к центру и периферии шара, соответствующего телу сознания.

Духовное тело

Энергоинформационная модель строения тонких тел человека базируется на фундаментальном принципе триединства Тела, Души и Духа. Выше мы рассматривали, как формируются тонкие энергетические тела человека, начиная от его физического тела. При этом мы постоянно указывали на то, что по мере развития все тела человека становятся все более подверженными влиянию Духа. Помимо трехмерного материального мира, в котором мы и живем, существует иной – духовный мир. В человеке этот духовный мир представлен сугубо индивидуальным тонким телом, которое мы назовем «духовным телом».
Чтобы понять природу возникновения духовного тела, обратимся ко второму фундаментальному космическому закону Гермеса Трисмегиста, который гласит: «Что наверху, то и внизу; что внизу, то и наверху». В соответствии с этим законом, известные нам принципы функционирования материального мира могут быть применены и к миру духовному.
Как в физическом мире существуют отдельные люди с неповторимыми человеческими телами, так и в духовном мире существуют самостоятельные духовные существа, имеющие духовные тела.
Человек – уникальный представитель двух миров. Подчеркнем, что уникальность человека заключается именно в том, что он является одновременно представителем как физического, так и духовного мира. В момент зачатия происходит соединение в единое целое «частиц» материального и духовного мира. Материальный мир представлен зиготой – клеткой, образованной в процессе оплодотворения. Представителем духовного мира выступает «духовное существо», которое мы условно назовем «Высшим Я» будущего человека. Начиная с этого момента и на протяжении всей будущей жизни зародившегося человека духовный и материальный мир в нем неразрывно связаны.
Особенности духовного тела. Как физическое тело человека отделено от всего окружающего материального мира кожным покровом, так его духовное тело отделено от духовного мира «духовной оболочкой». Отметим, что в отличие от кожи, духовная оболочка имеет возможность неограниченно растягиваться по мере духовного развития человека. Духовная оболочка, отделяя «Высшее Я» от остального духовного мира, делает его внутри этого мира самостоятельным духовным существом. Как для физического тела справедливы законы материального мира, так и для «Высшего Я» справедливы законы окружающего его духовного мира. Духовное тело может обмениваться энергией и информацией с окружающим его миром и несет в себе как собственную, накопленную в процессе развития, так и вечную информацию духовного мира.
Отметим, что для человека связь с духовным миром и прием информации оттуда проявляются в виде интуиции. Любая абстрактная мысль отчасти интуитивна, поскольку никак не связана с конкретным восприятием внешнего мира органами чувств человека в текущий момент. Ее можно рассматривать как осмысливание человеком спонтанно принятого информационного сигнала ментального поля. Как физическое тело обладает органами чувств, с помощью которых оно получает информацию из внешнего физического мира, так и духовное тело обладает способностью принимать информацию из духовного мира с помощью интуиции.
Напомним, что для того, чтобы физическое тело обрело жизнь, оно должно быть наполнено жизненной силой или, говоря другими словами физическое тело должно быть совмещено с эфирным. Этот принцип построения живых существ, применим и к духовному миру. Он означает, что в духовном мире также существует духовная жизненная сила. Поэтому, подобно тому, как мы говорим об «эфирном теле» для физического мира мы можем говорить об «эфирном духе» по отношению к «Высшему Я».
Благодаря механизму наследственности физическое тело приобретает черты, свойственные поколениям его предков. Что касается Духа, проявляемого в человеке через его духовное тело, он несет в себе отпечаток прежних своих неповторимых воплощений. В силу этого нет двух людей с абсолютно одинаковым духовным обликом. Абсолютно неверно, что различия людей в духовном плане зависят только от различий в окружающей обстановке и среды воспитания. Дети-близнецы растущие в абсолютно одинаковых условиях, развиваются совершенно по-разному. Это говорит о том, что пришли они в этот мир с совершенно разными задатками, не определяемыми генетической наследственностью. Здесь включается механизм духовной наследственности, которая проявляется в сохранении в духовном теле приобретенных при прошлых воплощениях способностей. Это означает, что в человеческой жизни Дух воспроизводит самого себя, но уже с плодами своих прежних переживаний в прошлых жизнях.
Таким образом, физическое тело человека приобретает свой облик благодаря законам наследственности. Благодаря духовному телу физическое тело становится носителем Духа, который продолжает свой жизненный путь в новом образе (теле). Между ними находится Душа, которая ведет собственную, замкнутую в себе, жизнь.
Для людей, обладающих «духовным зрением» духовное тело выглядит как достаточно плотный светлый светящийся шар, центр которого находится в центре головного мозга человека. Тонкие тела сознания и характера имеют практически сферическую форму и общий с духовным телом центр. В основном, духовное тело сконцентрировано в достаточно плотной сферической области, окружающей голову человека, его плотность постепенно уменьшается по мере прохождения сквозь все тонкие тела человека и мозг. С внешней стороны духовного тела наблюдается свечение.
Итак, мы рассмотрели некоторые проявления основных структурных составляющих человека – его Тела, Души и Духа. Мы показали, что человек представляет собой многослойную энергоинформационную структуру, сконцентрированную вокруг физического тела человека. Но где же  скрывается та неуловимая, неповторимая частица человека, которую можно было бы назвать его сущностью?

Сущность человека

Неповторимое личное «Я». Всем известен простой, но очень важный закон нашего бытия – переход количества в качество. Он означает, что при соединении в единое целое элементов с различными свойствами возможно создание чего-то нового с принципиально иными, не характерными для каждой из составных частей, качествами. Например, из совершенно различных по свойствам, назначению, размерам и т.д. комплектующих деталей при их соединении вместе может быть собран компьютер, телевизор, автомобиль или самолет. Множество разных клеток и тканей организма формируют орган тела (например, сердце или почки), который обладает совершенно новыми, отличными от составляющих его частей свойствами и функциями.
Мы рассмотрели некоторые составляющие энергоинформационной структуры человека, в частности, его тонкие тела, их свойства и проявления в жизни человека по отдельности. Вместе они дают принципиально новое качество – они определяют сущность человека, создают его неповторимое личное «Я».
В жизни каждого человека на определенном этапе развития, как правило, в детстве, наступает такой момент, когда путем самопознания он впервые начинает определять себя как самостоятельное существо по отношению ко всему остальному миру, как сугубо индивидуальное «Я». Это связано с тем, что по мере роста развивается не только физическое тело ребенка, но и вся система его тонких тел. Можно предположить, что в момент осознания себя личностью происходит скачок, при котором определенное энергоинформационное количество переходит в принципиально новое качество – индивидуальное личное «Я».
В «Я» человек собирает воедино все то, что он имеет в себе как на физическом, так и на душевном плане. Таким образом, Тело и Душа являются как бы носителями «Я», в них оно и действует. Как мы уже говорили, физическое тело имеет свой центр в мозге. Можно сказать, что Душа имеет свой центр в «Я».
«Я» остается совершенно невидимым для окружающих, даже обладающих духовным зрением, по сути – это человек, как он сам себя воспринимает. Со своим «Я» человек всегда может остаться наедине и быть откровенным. Тело и Душу можно назвать «оболочками», внутри которых человек живет, или «органами», с помощью которых он воздействует на окружающий мир. По мере своего развития человек все более умело и эффективно пользуется этими орудиями, как слугами своего «Я».
Для понимания своего личного «Я» нужно увидеть и воспринять самого себя изнутри. В каждом человеке (в нормальном состоянии сознания) присутствует только одно сугубо личное «Я». Но часто мысли и поступки человека говорят о том, что одному «Я» они никак принадлежать не могут. Это позволяет предположить, что личное единое и неделимое «Я» имеет четко выраженную двойственность (как минимум). Суть этого раздвоения очень четко выразил В. Высоцкий словами: «Во мне два «Я», два полюса планеты, два разных человека, два врага ...». Многие могут сказать о себе то же самое.
Раздвоение личного «Я» вполне объяснимо с точки зрения одного из самых фундаментальных законов Природы, сформулированных задолго до нашей эры Гермесом Трисмегистом: «Все содержит в себе одновременно два противоположных начала». Например, в атоме находятся отрицательные и положительные частицы, в мире сосуществует добро и зло и т.д. Это показывает, что личное «Я» обладает своей внутренней структурой.
Слово «Я» имеет для человека особое значение, его нельзя применить к другому человеку, так можно назвать только самого себя. Когда человек говорит «Я», он как бы включает функцию самоопределения, осознает себя как самостоятельное и независимое существо, свободное в мыслях и возможностях принятия решений. Со словом «Я» начинает работать сознание человека, его мышление, воля, совесть и иные проявления Духа.
«Я» воспринимает и аккумулирует в себе всю информацию, поступающую от Тела, все ощущения и переживания Души и при этом позволяет проникнуть в себя вечным истинам и добру. Можно сказать, что Тело и Душа отдаются «Я», что бы служить ему, а «Я», в свою очередь, отдается Духу для того, чтобы он наполнил его своей энергией и информацией.
«Я» живет в Теле и Душе, а Дух же проявляет себя в «Я». Чем больше Дух проявляет себя в «Я», тем более доступно для человека все то, что является непреходящим в его жизни, все то, что вечно.
Так как личное «Я» живет в физическом теле, оно подчиняется законам материального мира, благодаря эфирному телу – законам жизни (воспроизведения и роста), благодаря Душе – законам душевного мира, а благодаря восприятию духовного – законам Духа. То, что связано в «Я» с материальным миром, возникает и обязательно исчезает, то, что связано с Духом – вечно.
Таким образом, «Я» – это человек (как он сам себя воспринимает), обладающий не только физическим телом, но и сознанием, мышлением, совестью и волей, переживающий, страдающий и любящий, устремляющийся к вечным истинам, к Богу. Отметим, что личное «Я» в каждом человеке может очень сильно отличаться от тех характеристик (свойств) человека, которые наряду с его физическим телом могут воспринимать и анализировать сторонние наблюдатели.

Духовная частица человека – вечное «Высшее Я». То, что даже люди, обладающие «духовным зрением» в максимально широком диапазоне чувствительности не могут зафиксировать чужое личное «Я» вовсе не означает, что оно не существует. Просто «Я», представляет собой новое качество, сформированное на определенном этапе развития тонких тел человека.
С одной стороны «Я» использует для своих нужд материальные, энергетические и информационные ресурсы всех тел человека, связанных с материальным миром. С другой стороны оно имеет свое собственное «ядро» (назовем его «Высшим Я»), которое напрямую взаимодействует с Духом и черпает энергию и информацию из высших (духовных) сфер. «Высшее Я» можно рассматривать как частицу Духа в человеке. Оно и определяет основное отличие человека от любого другого живого организма.
Отметим, что «Высшее Я» и «духовное тело» можно считать в определенном смысле совпадающими только с момента зарождения человека до начала формирования его личного «Я». Скачок, при котором появляется новое качество – «Высшее Я»  человека, происходит в тот момент, когда ребенок начинает осознавать себя независимой личностью со своим индивидуальным «Я». До этого момента тонкие тела рассудка (одухотворенная душа), сознания и духа существовали и развивались, взаимодействуя друг с другом, но не образуя принципиально нового качества. «Высшее Я», которое будет существовать вечно – есть результат количественного развития трех высших тонких тел: духовного, сознания и одухотворенной души (рассудка или характера), их взаимовлияния, взаимодействия и совместного качественного преобразования. Иными словами,  «Высшее Я» конкретного человека можно рассматривать как триединство его Духа, Души и Сознания.
Через интуицию «Я» человека получает информацию из духовного мира, а через ощущения из физического. Подобно тому, как человек берет вещества из физического мира, перерабатывает их и использует для своей жизнедеятельности, он также берет духовную материю (энергию и информацию) из окружающего его духовного мира, перерабатывает ее и использует в своей жизни. «Духовная пища» так же необходима человеку, как и физическая.

http://www.ansmedia.ru/main/nii/energ

Картина дня

наверх